Если вы решили войти в геймдев и начать создавать игры на таких движках, как: Unity и Unreal Engine, то вы по адресу. Я подробно рассмотрю, под разными углами, онлайн-школы и их курсы по разработке. Начать делать игры может каждый, было бы желание. В бой!
Топовые онлайн курсы по разработке игр на Unity и Unreal Engine
Перспектива профессии и зарплата разработчиков игр
GameDev очень востребованное направление. Гугл мне подсказал, что в видеоигры играют около 3 миллиардов человек – это просто огромная ниша для создателей данного контента.
Если вы новичок и не знаете в какую сторону капать, то советую присмотреться к «платформам» – Unity и Unreal Engine. Существуют сотни сравнений про то, какая из них лучше, скажу, что языки, на которых придётся писать разные, в первом случае – C#, во втором – C++. Существует особенность, для освоения UE не нужно знать программирование, там реально создавать игры при помощи Blueprints (визуальный редактор).
После хороших курсов можно претендовать на позицию junior с зарплатой от 70 т. р. и то это в Новосибирске или Екатеринбурге (в общем регионы), в Москве и Санкт-Петербурге зарплаты выше и новичкам предлагают уже от 90 тысяч рублей. После одного года опыта, разработчикам игр готовы платить от 140 т. р.
Знайте! В игровой индустрии не хватает программистов. Думаю, что плюсов действительно много и определенно стоит присмотреться к этой профессии, тем более, что она идеальна для удаленной работы.
Как стать разработчиком игр для компьютеров, mobile, консолей, VR-шлемов
Если вы твёрдо решили освоить геймдев, то я рекомендую начать с тех источников информации, которые бесплатны. На данном этапе совершенно неважно, что это будет и как давно устарело. Вам необходимо понять, насколько глубока кроличья нора, другими словами: увидеть объект со всех сторон.
Созданию игр можно научиться без технического образования и стать хорошим разработчиком буквально с нуля! 8 человек из 10 не умеет программировать – сказала менеджер одной из школ, причём практически всех ребят забирают компании-партнёры, ещё до окончания курсов.
Найти вуз, в котором будет факультет или хотя бы углублённое изучение разработки компьютерных игр, весьма проблематично.
Остаются 2 дедовских способа стать программистом в gamedev:
- Всё сам. Книги, youtube, форумы – это хороший вариант, но не эффективный. Вряд ли с вами будут охотно делиться фишками и своими наработками. Найденная информация может оказаться прошлогодним снегом, а вы потратили время. Зарезервируйте в своём расписании минимум 1,5-2 года.
- Профессиональные курсы. Тут всё наоборот. Вы с первых попадаете в экспертные руки, которые: грамотно подадут информацию, проверят ДЗ и укажут на ошибки, научат как нужно делать. Помогут пройти по минному полю без потерь. Примерно за полгода/год можно стать уверенным специалистом в Unity или Unreal Engine.
Совет! Если вы ограничены по времени или попросту хотите всё и сразу, рекомендую онлайн-курсы. Это действительно хорошая альтернатива в образовании.
Лучшие онлайн-курсы по программированию в Unity и Unreal Engine 4-5
Я не поленился и прошёлся по всем стоящим школам. Выявил несколько достойных программ, благодаря которым действительно можно стать хорошим разработчиком игр. Меня, как всегда, интересовали следующие параметры:
Стоимость | Достойные курсы не могут стоить дёшево, но и запредельные цены меня не интересовали |
Преподавательский состав | Экспертность учителей |
Надёжность школ/курсов | Какие гарантии предоставляют |
Программа | Охват тем и кол-во учебного материала |
Практика | Какой % уделяется не теории |
Документы | Что выдают по окончании |
Карьера | Оказывается ли содействие |
Если вы оканчивали другой курс, и он, как вам кажется, лучше представленных, можете рассказать об этом в комментариях, я обязательно учту информацию.
- МЕСТО. Skillbox.
- МЕСТО. Нетология.
- МЕСТО. SkillFactory.
- GeekBrains.
- UnrealSkills.
Skillbox
Цена. Рассрочка на 2 года: 4 680 руб/мес.
Срок. 11 месяцев.
Для кого. Начинающих.
Формат. Онлайн.
Практика. Большой объём.
Документы. Выдаётся диплом.
Бонусы. 4 проекта в портфолио.
Трудоустройство. Лучшим студентам вручают пропуск в лабораторию Gamebox.
официальный сайт
Процесс
- Изучается тема (живые вебинары, видеоуроки).
- Выполняются домашние и практические задания (тем выбираете, который вам подходит).
- Подключается преподаватель для закрепления знаний и исправления ошибок.
- В конце обучения защищаете диплом (вносите проекты в портфолио).
Знакомиться с материалами можно в любое время, уроки остаются с вами навсегда. Учёба легко сочетается с работой или личной жизнью (в среднем достаточно уделять 3-5 часов в неделю).
Общение с учителями проходят в Telegram чате, там можно получить комментарий по ДЗ, советы и профессиональные лайфхаки от экспертов.
Программа
Состоит из 2 модулей:
- Разработчик игр на Unity. Введение, примитивы, ассеты, интерфейс, типы данных, операторы, методы. Взаимодействие со временем, перемещение, вращение, физический движок, нарративный дизайн, платформер. Практика C#. Blender: знакомство, props modeling, low poly, ландшафт, timelines, cinemachine, постпроцессинг, командная разработка, геймдизайн, raycasts.
- Blender. Старт, примитивы и базовые операции, pivot, курсор, вырезание объектов, создание скосов, сложных фигур, модификатор Subsurf, адаптивный скульптинг, основы ретопологии, UV развёртка, бейкинг, 3D моделирование, разработка окружения.
Навыки
Вы научитесь:
- программировать на C#;
- разрабатывать игры на Unity (под ПК, iOS, Android);
- делать 3D модели и анимацию;
- вести дизайн документ;
- применять ассеты в проектах;
- создавать противников с искусственным интеллектом;
- настраивать освещение, эффекты, звуки т. д.
Цена. Рассрочка без первоначального взноса: 4 200 руб/мес.
Для кого. Новичков и действующих программистов.
Формат. Онлайн.
Практика. Основной акцент.
Документы. Диплом.
Бонусы. 4 проекта в портфолио.
Трудоустройство. Оказывается помощь.
официальный сайт
Нетология
Цена. Оплата частями по 4 162 руб/м.
Срок. 8 месяцев.
Для кого. Геймеров, дизайнеров, программистов, 2-3D художников.
Формат. Онлайн-вебинары и лекции.
Практика. Большое количество.
Документы. Удостоверение о повышение квалификации.
Бонусы. 3 проекта в портфолио.
Трудоустройство. Оказывают помощь.
Процесс
Занятия проходят в формате видеолекций 1-2 раза в неделю по 2 часа. Уроки (сохраняются) можно просматривать в любое время.
Домашние и практические задания включены в каждый блок, проверяются в обязательном порядке, даётся подробный комментарий.
При выполнении дипломной работы вас будет контролировать куратор. Защита проекта/ов.
После завершения обучения будет оказана помощь от центра развития карьеры.
Программа
Состоит из 6 блоков:
- Прототипирование на Blueprints. Основы программирования, создание персонажа, интерфейс, уровни, дизайн, звук, освещение.
- C++. Введение, базовые принципы.
- Создание противников. ИИ, Behavior Tree, принятие решений, продвинутая анимация.
- Кат-сцены. Основы PBR (рендер), шейдеры, оптимизация, Sequencer.
- Геймдизайн. Введение, чем занимается, психология индустрии.
- Дипломный проект. Готовая игра на движке Unreal Engine, сетевой экшн-шутер, Кат-сцена.
Навыки
Пройдёте путь от новичка до junior.
Вы освоите:
- принципы программирования на языке C++ (переменные, выражения, функции, классы, наследование ООП);
- дебагинг кода, тестирование;
- проектирование игровых систем, уровней, механик;
- создание персонажей, интерфейсов, звукового сопровождения, кат-сцен;
- интерактивные элементы, работу рендера, сборку билдов и прочее.
Цена. Рассрочка на 2 года, по 4 995 руб/м. Скидки.
Срок. 8 месяцев.
Для кого. Геймеров, дизайнеров, программистов, 2-3D художников.
Формат. Онлайн вебинары, лекции, стримы.
Практика. Значительный объём.
Документы. Удостоверение о повышение квалификации.
Бонусы. 6 проектов в портфолио. Гарантия возврата денег.
Трудоустройство. Оказывают содействие.
официальный сайт
Skillfactory
Цена. Беспроцентная рассрочка на 24 мес. по 4 500 руб/м. Бывают скидки до 40%.
Срок обучения. 1 год.
Для кого. С нуля и кто уже занимается разработкой.
Формат. Онлайн (живые вебинары, лекции, скринкасты).
Практика. Значительная часть.
Документы. Сертификат.
Бонусы. 4 проекта в портфолио. Возврат денег. Перевод на следующий поток (если не будет время учиться).
Трудоустройство. Помогают.
официальный сайт
Учебный процесс
Каждые 7 дней открывается доступ к пакету уроков, когда их изучать вы выбираете сами, но тратить на их решение нужно не менее 10 часов в неделю. Минимум теории и максимум практики.
Живые вебинары проводятся 1-2 раза в месяц (всегда идёт запись занятия), на специальной онлайн-платформе.
Общение с учениками и менторами проходят в Slack чате. Там же получаете оперативно помощь и дополнительные материалы.
Программа
Поделена на 4 модуля:
- Введение в GameDev и программирование на C#. Движки, циклы, контент, редактор, assets, blender (модели, текстуры, сцены). Типы данных, консоль, ветвления, конструкции, функции, массивы, ООП.
- Разработка. Создание логики, звука, анимации, нажатия, размещение в Google Play, App Store, Steam. Классы, объекты, исключения, физика, уровни, сохранение процесса.
- 3D-shooter, Танков. Создание персонажа, карты, перемещение, боты, выстрелы, подключение искусственного интеллекта. Многопользовательский проект, Photon, базы данных, логика, голосовой чат.
- Командная или инди-разработка. Анализ рынка, концепция, нарративный дизайн, сюжет, документы, продвижение и доход.
Навыки
На хорошем, уверенном уровне сможете:
- программировать на C#;
- писать игры для различных платформ на Unity;
- применять UPIUnity;
- разрабатывать игровую логику;
- выполнять анимацию и 2-3D модели;
- делать многопользовательские проекты;
- работать с дизайн-документом;
- продвигать и зарабатывать на своих играх.
GeekBrains
Стоимость. Рассрочка без взносов и переплат, 4 000 руб/м.
Период обучения. 6 месяцев.
Кому подходит. Новичкам.
Формат. Онлайн.
Практические задания. Много.
Документы. Удостоверение о повышении квалификации и сертификат.
Плюшки. В подарок от 4 до 7 дополнительных курсов.
Карьера. 2 месяца гарантированной стажировки.
Как проходит
Уроки идут несколько раз в неделю (в вечернее время). Те, кто не смог быть онлайн, получают видеозапись и методички.
80% уроков – это живые вебинары, на которых можно задавать вопросы и тут же получать ответ.
После прохождения занятия выдаётся ДЗ (ставиться задача). Преподаватель всесторонне оценит работу и даст обратную связь. Более того, у всех учеников будет свой наставник для лучшего усвоения материала.
Учебный материал
Составлен из 9 модулей:
- Основы программирования. Знакомство, переменные, типы данных, алгоритмы, операторы, операции, циклы, массивы, функции.
- Git. Введение, установка, команды, репозитории, изменения, ветки, версии, pull-request, Fork.
- C#. Базы данных, консоль, конструкции, методы, символы, делегаты, windows form, XML.
- Unity. Введение, сцены, векторы, логика, ИИ, физика, анимация, интерфейс, audio.
- 3D. Ландшафт, GUI, пайплайны, Ragdoll, Blend-trees, свет, пост-обработка, отладка.
- C#2. ООП, исключения, MVC, структуры данных, Editor, дополнительные возможности.
- Архитектура. Паттерны, шаблоны.
- Командная разработка. Знакомство, постановка задач, итерации (до 8 шт), подготовка и защита проекта.
- Стажировка.
UNREALSKILLS
Стоимость. 4 тарифа: от 2 500 руб до 59 900 руб. Рассрочка.
Период. 3 месяца.
Кому подходит. Геймдизайнерам, 3D-моделлерам, Инди и Веб-разработчикам.
Формат. Онлайн.
Практические задания. Большое количество.
Документы. Сертификат.
Плюшки. 15 часов консультаций и индивидуальных занятий.
Карьера. Стажировка или постоянная работа.
Как проходит
113 уроков и 120 часов практики.
Продуманные занятия по 15-30 минут (видеоформат).
Всего 11 блоков (обновляются), каждую неделю открывается блок.
Ежемесячно всем ученикам выдают задание, в закрытом чате работают над решением и получают подробные комментарии.
Автор методики уверяет, что достаточно уделять обучению 1,5-2 часа в день для полного погружения в среду.
Все полученные методички и шаблоны остаются с вами навсегда.
Учебный материал
Разбит на 11 блоков:
- Основы Blueprints. Понятия, приёмы создания алгоритмов.
- Практикум. Закрепляете знания по блюпринтам.
- ООП. Введение, классы, обзоры проектов, персонажи, заготовки.
- Шаблоны. Коллизии, трассировка лучей, типы.
- Блюпринт-2. Паттерны, инструменты.
- Анимация. Создание, броски, предметы.
- Интерфейс. Редактор, элементы, GUI.
- Физика. Основы, материалы, связи, объекты.
- Al (ИИ). Behavior Tree, ноды.
- Levels. Многоуровневые проекты, асинхронность, загрузочный экран, уровни.
- Advanced. Инструменты для дизайна, сопутствующий контент, таблицы, скрипты.
Умения
Научитесь грамотно применять алгоритмы, паттерны и архитектуру приложений, разовьёте математический склад ума.
Программирование будет на более высоком уровне (анимация, физика, levels, ускорение работы движка и т. д.).
Вдоль и поперёк изучите Blueprint-алгоритмы, выбирая наилучший путь реализации задачи.
Выгода от платных курсов
Вы сами должны выбирать, как вам учиться, а главное, за сколько. Но есть 5 факторов, благодаря которым пропуск в gamedev будет значительно легче:
- Обучение. Планомерное, пошаговое знакомство с учебным материалом + индивидуальный подход к студентам – это эффективно скажется на успеваемости.
- Наставник. Все преподаватели являются экспертами в данной области, имеют опыт на реальных проектах. Неограниченная помощь + поиск у вас слабых мест и их исправление.
- Практика. Без неё всё остальное не имеет смысла. Ваш первый боевой опыт – это бесценно + закрепить полученные знания возможно только через практические и домашние задания.
- Среда. Когда образуется группа, объединённая одним интересом, получается комьюнити, итоговый результат умножается в несколько раз, благодаря синергии. Помните, что 2-3 человека – это уже реальный стартап.
- Документы. Портфолио и диплом, выгодно вас представят перед заказчиком или работодателем, в отличие от самоучек.
Помните! Да, порой больших денег стоят достойные курсы. Но, когда начинаешь задумываться о том, сколько времени/нервов ушло бы на самостоятельное изучение, и какие перспективы будут упущены, то как-то становится всё ok.
Подводные камни, если учиться самостоятельно с нуля
Казалось бы, что нужной информации море, смотри и применяй, но тут и скрываются невидимые проблемы, а именно:
- найденный материал. Практически всё, что есть в сети устаревшее и не подойдёт именно для вашего проекта. Поиск знаний будет забирать львиную долю выделяемого на обучение время;
- экспертность. Рано или поздно начнёт возникать чувство: «а всё ли я делаю правильно»? Другими словами, для внедрения очередной фичи, какой стек технологий использовать (оптимально это или «костыли») – некому подсказать;
- вечный студент. Можно месяцами смотреть блогеров, «пилить» простую игрушку, но так и не выкатить релиз. Уверенность в себе и опыт быстрее приобретаются под руководством эксперта.
Совет! Я бы начал изучать тему/ы самостоятельно, а потом всё равно пошёл на курсы.
Рекомендации при выборе школы Геймдева
Из раза в раз я повторяю, что достаточно пяти факторов, чтобы понять, стоит ли тут учиться или отдать предпочтение другому учебному заведению. Обратите внимание на следующие вещи:
- аккредитация школы. Государственная лицензия на образовательную деятельность – must have;
- преподаватели. Обязательно нужно узнать у менеджеров, реальный опыт учителей (задействованных на факультете), где успели поработать, какую роль выполняли;
- тест-драйв. Практически всегда можно посмотреть вводный урок или с предыдущего курса запись – это поможет определиться;
- погружение. Насколько хорошо и глубоко рассматриваются смежные, для игровой индустрии, темы. Зайти на hh.ru и посмотреть, какие навыки хочет видеть работодатель и сравнить с программой школы;
- карьера. Оказывается ли содействие (будь то первый заказ, подбор вакансий, консультации, стажировка и т. д.) ученикам после прохождения курсов, в каком виде это происходит.
5 советов новичкам
Помните, что чей-то путь или успех повторить практически невозможно, но есть ряд рекомендаций, которые помогут на первых этапах. Советы для начинающих разработчиков игр:
- Психологическая устойчивость. Deadline будут «гореть» постоянно, нужно учесть это и быть готовым к таким небольшим, но стрессам.
- Коммуникация. Это важный навык (развивайте его), так как практически всегда разработчик игр, в крупных проектах кодит в связке с режиссёром, дизайнером, маркетологом и прочими спецами (диалог, уступки, вопросы, брифы, баги, апдейты и т. д.).
- Если хотите играть соло или удалённо, то изучите эти смежные направления (из 2 пункта) хотя бы на базовом уровне + не забывайте про английский (вся документация написана именно на нём + скорее всего, переписка).
- При трудоустройстве уточняйте, на какой проект вас собеседуют. Бывает, что всё устраивает, но жанр или механика прям «не моё». И вообще задавайте вопросы, подготовьтесь.
- Заведите профиля хотя бы на Steam. Это хороший знак для заказчика/работодателя, в короткий срок о вас многое узнает.
Развитие карьеры после обучения GameDev
Становление вас, как специалиста, произойдёт скорее всего, через стажировку (ни в коем случае не отказывайтесь). В обязанности будут входить ни чуть не менее интересные задачи, да, по зарплате меньше, но это, на данном этапе не так важно. После некоторых профессиональных курсов можно претендовать на позицию Middle!
Помимо стандартной карьерной лестницы: стажер, джун, мидл, синиор, существует еще смежные направления (чуть выше о них рассказывал). Гарантирую, игровая индустрия не наскучит и без денег не оставит.
После учёбы сможете писать игры для любых платформ: mobile, PC, PS, XBOX, VR.
Знайте! Геймдев затягивает, тут вы получите: драйв, нетривиальные задачи, творчество и постоянное развитие личности. Однажды вступив на путь GameDev, вы не сможете поменять его на что-то другое — это навсегда, я не шучу!